работа с текстом

Начитка: музыка, гармония, ритм.

В этой статье коуч дикторов Нэнси Вольфсон сравнивает музыку и текст. Как услышать мелодию в тексте?
начитка
Абсолютно неважно, умеете ли вы петь или играть на каком-либо инструменте, вы все равно музыкальны по своей природе. Стоит вам чуть прислушаться, и вы заметите, что даже во время речи вы поете. Не верите мне? Попробуйте тогда одно небольшое упражнение. Скажите вслух «Сегодня я себя чувствую просто прекрасно!». А теперь произнесите тоже самое, только с закрытым ртом. Слышите мелодию? Естественная интонация, которую вы используете, чтобы подчеркнуть слова и фразы, как раз и является музыкой вашего голоса.

Музыка окружает нас повсюду. Мы постоянно напеваем себе под нос различные мелодии. Многие из нас так или иначе пробовали свои силы в музыке — кто-то играл на барабанах, кто-то на пианино, кто-то экспериментировал с духовыми инструментами, другие пели в хоре, бренчали на гитаре, есть и те среди нас, кто выступал в джазовом оркестре. Где бы мы не находились, мы поем — будь то в душе или в машине. Пели мы и на воскресных службах, держа перед собой ноты для клироса. Не так много на самом деле есть людей, которым, как говорится, «медведь на ухо наступил». Даже тот, кто не обладает музыкальным слухом и не умеет танцевать, способен почувствовать ритм, в то время как большинство из нас вполне в состоянии отличить диез от бемоля и определить, обрывается ли мелодия резко или же продолжает звучать.
Когда звукорежиссер произносит слово «стаккато», вам необходимо говорить быстрее и решительнее.
Текст начитки сам по себе музыкален. В нем присутствуют различные музыкальные ключи; целые, половинные, четвертные и восьмые ноты. Есть в нем и диезы, и бемоли, и паузы, также в нем можно найти слова, которые произносятся плавно и протяженно; слова, которые вы резко обрываете; высокие и низкие тона; тихие и громкие звуки, динамичные и быстрые, медленные и плавные.

Звукорежиссеры зачастую используют музыкальные термины при работе с дикторами. Отсчитать такт в данном случае означает, что нужно немного подождать и сделать паузу. Если вы услышите просьбу перейти на тон выше, от вас требуется говорить громче. Когда звукорежиссер произносит слово «стаккато», вам необходимо говорить быстрее и решительнее. «Легато» же говорит о том, что следует прочитать фразу, предложение или абзац медленнее и нараспев.
темпы в музыке и начитка
Однако, есть и такое, что в тексте вы найдете — постоянный устойчивый ритм. В музыке есть музыкальный размер, в тексте начитки его нет. Однако в тексте присутствует каданс (гармонический оборот, завершающий какое-либо музыкальное произведение и сопровождаемый ритмической остановкой). В тексте есть более высокие и более низкие тона. Мы не говорим, поддерживая устойчивый ритм — иногда в наших беседах мы произносим слова быстрее, потом снова медленнее, можем запинаться и заикаться. Наша интонация может быть весьма эмоциональной, а голос громким. Иногда нам требуется говорить очень тихо и переходить на шепот. Бывает, наша речь (и дикторская начитка) сбивается и звучит совершенно не связано, но это все вполне естественно — это и есть живая речь.

Задачей дикторов  является взять написанный текст и сделать так, чтобы он звучал гармонично, чтобы паузы были верно расставлены, и в целом чтобы все было просто и естественно.

В итоге все сводится к пониманию того, что различные слова и фразы имеют особое специфическое звучание. Слова, выражающие наши чувства, проще всего воспринимаются на слух. К примеру, произнесите слово «счастливый». Какое у этого слова звучание? Оно яркое, приятное на слух, вы автоматически произносите его с воодушевлением, в то время как на вашем лице сама по себе появляется улыбка. И, наоборот, слово «грустный» имеет весьма мрачное звучание, а при его произнесении на лице невольно появляется гримаса. Также особым звучанием обладают слова, обозначающие различные концепции такие как, к примеру, «надежда» и «отвержение» либо «отказ». Последние понятия в данном случае звучат весьма печально и вызывают неприятные чувства. Глаголы и наречия также имеют свое особое звучание — слово «быстро» к примеру следует читать чуть живее, так как оно само того требует, в то время как слово «медленно» вы, я думаю сами понимаете, как нужно произносить. Среди прилагательных же мы можем найти целый кладезь музыкальных слов, таких как «красивый», «безобразный», «грубый», «эгоистичный» и т. д. Ну что, начинаете слышать музыку слов?

Когда вы относитесь к тексту как к музыкальному произведению, вы начинаете замечать скрытую в нем мелодичность. Переслушайте то, что вы только что записали, вслушайтесь в свой голос — обратите внимание на то, сколько в нем разнообразных ноток и интонаций. И хотя я рекомендую дикторам не надевать наушники во время работы (чтобы они могли сконцентрироваться на том, что делают, т.к. их может отвлекать то, насколько красиво может звучать их собственный голос), я полагаю, что именно в наушниках им гораздо проще научиться следить за дикцией. Микрофон весьма чувствительно реагирует на малейший вздох, каждый согласный звук, каждую нотку.

Большинство профессиональных дикторов стараются придерживаться среднего диапазона голоса, периодически переходя на более высокие либо низкие тона. При этом важно поддерживать стабильную громкость звучания голоса. Исключение в данном случае составляет дикторская начитка для мультфильмов, а также тех текстов, которые сами по себе заставляют диктора часто менять тембр голоса. При этом чем больше вы владеете собственным дыханием (следя за диафрагмой и осанкой), тем лучше у вас будет получаться «попадать в ноты» при прочтении текста. Некоторые дикторы признаются в том, что в тот или иной момент своей карьеры они сталкивались с трудностями при произнесении определенных фраз во время записи. В такие моменты звукорежиссер показывает диктору, как это в его понимании должно звучать на самом деле. Если и с вами такое случалось, не принимайте это за личное оскорбление. Просто относитесь к этому как к части своей работы. Все не так плохо, вам лишь не удалось расслышать ту самую мелодичность и музыкальность текста, «попасть в ноты».
Вот, что по этому поводу сказала Элейн Кларк, которая добилась признания в своей профессии и является одним из ведущих коучей дикторов в Лос-Анджелесе:
«В нашей с вами речи живет музыка. Именно она помогает разделять мысли, подчеркивать ключевые элементы речи, отдавать указания. Даже человек, говорящий монотонно, слегка меняет тембр своего голоса, чтобы разделять фразы, добавляя в речь пунктуацию. Здесь все относительно. При начитке текста многие люди делают это, забывая придавать своей речи необходимую выразительность и мелодичность. И происходит это из-за того, что те слова, что мы читаем с листа, принадлежат не нам — не мы их написали.

А бывает так, что и когда мы говорим, наши слова звучат так, словно мы их просто читаем. Именно с этой проблемой сталкиваются многие дикторы — у них не получается прочитать текст так, словно это они его написали, словно это их собственные слова и мысли. Нашей задачей в данном случае является отказаться от подобной привычки и начать при начитке делать это так, словно слова исходят из сердца, делать это естественно и живо».
Элейн Кларк
коуч дикторов
Если вы хотите, чтобы ваш голос звучал глубже и передавал больше, независимо от того озвучиваете ли вы рекламу, мультфильмы, аудиокниги или же курсы онлайн-обучения, вам необходимо научиться слышать музыку в начитке, которую вы делаете. Начните с прослушивания дикторов, которыми вы восхищаетесь, обратите внимание на то, как много мелодичности и музыкальности в их голосе.
Начните петь каждый день, чтобы расширить собственный диапазон, сделать его более гибким и разносторонним. Вскоре вы заметите, что ваш голос становится все более красивым и мелодичным. В нем будет звучать музыка.
Форма заказа

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Подпишитесь на рассылку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных
данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.