советы профессионалов

Станиславский для дикторов

В этой статье я постарался собрать некоторые важные
выводы Константина Сергеевича Станиславского о голосе
и речи. Давайте посмотрим, как это может помочь в озвучании.

система Станиславского
Константин Сергеевич Станиславский разработал метод актерской техники. Этой системой пользуются актеры всего мира: Марлон Брандо, Роберт де Ниро, Дастин Хоффман и многие другие. Станиславский считал, что владение интонацией и безупречная дикция так же важны для актера, как для певца – вокальное мастерство.
Система Станиславского
В основе актерского мастерства по Станиславскому лежит «правда переживаний». Артист не должен изображать эмоции на сцене – следует проживать их по-настоящему в каждом спектакле.
«Нет системы Станиславского, есть система самой природы».

К.С. Станиславский
русский театральный педагог
Основные принципы системы:

  • правда переживаний. Актер должен полностью поверить в истинность происходящего на сцене;
  • предлагаемые обстоятельства. Актер должен продумать и прочувствовать ситуацию, в которую помещен его герой;
  • «здесь и сейчас». В актерской игре нет места штампам, эмоции рождаются непосредственно во время действия;
  • личные качества. Артист должен постоянно развиваться, работая над вниманием, памятью, воображением;
  • взаимодействие с партнерами. Чтобы спектакль получился цельным и гармоничным, нужно чувствовать своих коллег и доверять им.
Голос
Однажды в Берлине в результате постоянных нагрузок Станиславский почувствовал голосовое недомогание: осиплость, утомляемость, слабый звук. Но предстоял насыщенный сезон в Америке, и шестидесятилетнему артисту нужно было найти выход из положения. Тогда он начал ежедневно делать упражнения, преимущественно вокальные. Выполнялись они «в половину звука», что оказалось полезно для голоса. Ежедневно Станиславский тренировал свой речевой аппарат, и это помогло ему провести 2 сезона в Америке и Европе.
«Я хочу, чтобы в длинном ряде слов одни гласные незаметно переливались в другие и между ними не стучали, а тоже пели согласные, так как и у многих из них есть свои тянущиеся, гортанные, свистящие, жужжащие звуки, которые и составляют их характерную особенность. Вот когда все эти буквы запоют, тогда начнется музыка в речи».

К.С. Станиславский
русский театральный педагог
Постановка голоса заключается в развитии дыхания и звучания длинных, тянущихся нот. Ставить голос при этом нужно не только на гласных, но и на согласных звуках.
Борьба с мышечными зажимами – не только губ, языка, челюсти, гортани и диафрагмы, но и плеч, затылка, таза, руки и ног – первый этап работы над дыханием и голосом.
Как поставить голос
Некоторые дикторы и актеры верят, что существует некая методика, которая избавит от голосовых и речевых недостатков. Вот что Станиславский говорил об этом:
«Я не уверен в том, что мне удастся однажды и на всю жизнь поставить голос так, чтоб всегда, постоянно говорить правильно, так, как пою. По-видимому, мне придется перед каждым спектаклем или репетицией направлять голос с помощью предварительных упражнений».

К.С. Станиславский
русский театральный педагог
Певцы, музыканты, танцоры разогреваются, настраиваются. С голосом все то же самое. Нужно ежедневно уделять ему внимание. Голосовая разминка перед озвучанием – хорошая привычка.
Как настроить голос
Станиславский советовал мычать на согласных так, чтобы начинал дребезжать кончик носа. Если усиленно упражняться, то недели через две можно добиться двух нот, а через месяц – диапазона в две квинты. Гласные звуки направляются в одно и то же место – в нёбо, у самых корней зубов – и отражались где-то выше.
Настраивать голос нужно на звуках «М» и «Н» – они помогают попасть в «маску» и почувствовать резонанс.
Дикция
Константин Сергеевич в процессе тренировки собственного голоса заметил, как много в его звучании зависит от согласных. Он называл хорошую дикцию вежливостью актера, ведь слушателям не приходилось напрягать свой слух, чтобы понять, о чем идет речь.
Хорошая дикция говорит о том, что у человека расслаблена гортань, не напряжен язык.
«Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства».

К.С. Станиславский
русский театральный педагог
В разделе «Пение и дикция» книги «Работа актера над собой» Станиславский предлагает набор конкретных технических приемов и упражнение для воспитания четкой дикции. Артикуляции каждой буквы уделено отдельное внимание. Правильное произношение гласных и согласных звуков зависит от четко работающего речевого аппарата.
Слово по Станиславскому несет действенное, идейное начало, а вялое звучание или скомканные слова делают речь безжизненной. Как писал сам Станиславский, «плохая речь создает одно недоразумение за другим. Они нагромождаются, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть, даже самую фактуру пьесы».
Нужно в повседневной речи следить за чистотой дикции, тогда и во время озвучания будет проще.
Станиславский цитаты
Работа с текстом
В ранних трудах Станиславского работа над художественным словом рассматривается исключительно с точки зрения техники: голоса, дыхания, дикции. Позднее он работал с текстом более многопланово: сделал чужие слова собственной речью.
Искусство переживания не допускает механического проговаривания слов роли.
«Для облегчения запутанной, сложной фразы надо выбросить все вводные предложения и слова, оставить один скелет фразы – главную мысль – и построить её по законам речи».

К.С. Станиславский
русский театральный педагог
Нужно понять не только мысли автора, но и и его видения, чувства, переживания, подтекст, который скрыт. Самое вредное – это когда диктор думает как это можно сказать, сынтонировать.
Учитесь размечать текст на речевые такты: так проще понять главную мысль, и это делает речь более стройной по форме.
Главную идею Станиславского можно сформулировать в одном слове: «Учиться!». Видимо, только в этом он видел противоядие застою и рутине.
Форма заказа

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Подпишитесь на рассылку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных
данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.