работа с текстом

Выразительное чтение: как вдохнуть жизнь в текст.

Я не люблю термин «выразительное чтение», но именно с ним люди ассоциируют искусство художественного чтения. В этой статье я рассказал, как делать это интересно и увлекательно.
выразительное чтение
Помните, как в детстве, получив свою первую раскраску, мы радовались, что черно-белое изображение оживает и становится цветным? Сначала это были хаотичные линии и случайные цвета. Затем мы стали аккуратнее закрашивать части картинки и подбирать карандаши. Небо закрашивали синим цветом, траву — зеленым, а солнце — оранжевым.
раскраска
Позже мы научились затенению и растушевке.
Со временем в арсенале появилась акварель, гуашь и другие материалы.
Иллюстрации становились объемнее и интереснее. В раскрашенной картинке можно было уже увидеть старый пирс, зеркальную гладь воды и золотую листву деревьев, а где-то вдалеке белели шапки гор. Это была не плоская черно-белая картинка, а целая история. И это мы вдохнули в нее жизнь при помощи цветов.
Это то, что мы должны делать,
когда читаем чужой текст.

По сути, мы делаем то же самое: раскрашиваем черно-белые слова и рассказываем историю. Мы должны дать этим словам глубину, а тексту – перспективу.
Для этого мы задействуем весь свой арсенал: диапазон голоса, тембр, музыкальный слух.
Мастера озвучания владеют умением рисовать голосом персонажей так, чтобы мы ярко их представили. И вот мы уже видим походку героя, жестикуляцию, глаза. Персонаж оживает через слово и действие. Мы даже можем представить, как думает тот или иной герой!
Мы должны уметь выражать голосовой импрессионизм, кубизм, пуантилизм, абстрактное искусство, поп-арт и реализм в процессе озвучания.
Слушатели не видят нас – они могут только слышать. Нужно научиться компенсировать отсутствие картинки, дать цвет и эмоцию написанному слову. И это происходит через наш голос.
Звук человеческого голоса – уникальное явление. Нет одинаковых голосов. У нас есть врожденная способность через голос передавать смысл, даже не произнеся ни слова!
И если каждый из нас художник, так давайте пользоваться всей палитрой красок! Давайте «раскрашивать» слова, фразы и предложения.

Мы должны уметь выражать голосовой импрессионизм, кубизм, пуантилизм, абстрактное искусство, поп-арт и реализм в процессе озвучания. Мы должны уметь вызывать бесконечные цветовые сочетания эмоций и соединять их со словами.
Каждый из нас умеет читать, но если мы не будем заражать слушателя чувством и вести его по логике повествования, мы никогда не раскроем всю красоту и глубину текста. Если слушатель не увидит картинку и не присоединится к ней, то все зря.
7 навыков выразительного чтения
Разборчивость. Нужно найти баланс между чеканным выговариванием каждого звука и расслабленным чтением. Начинающие дикторы боятся не выговорить какие-то звуки, и поэтому их дикция звучит старательно.

Согласованность. Если в вашем чтении согласована громкость, энергетика, образность, артикуляция и координация глаз-мозга-рта, то ваше чтение будет более интересным и цельным.

Заинтересованность. Невозможно равнодушно относиться к тексту и звучать заинтересованно. Актеры озвучания используют массу приемов, чтобы быть включенными в процесс: выражают руками отношение к тому, о чем читают, включают в чтение мимику и все тело.

Естественность. Звучать так, чтобы не было слышно, что вы читаете.

Чтение с листа. Один из основных навыков для дикторов. Нужно научиться с ходу читать новый текст логично и без ошибок.

Скорость. Когда вам присылают ролик на 30 секунд, а в нем текста на 40, вы должны уметь уложить сценарий в нужный хронометраж.

Уверенность. Уверенность рождается от подготовки, понимания темы текста.
Выразительное чтение на примере
На примере мастера художественного слова Валентина Никулина давайте посмотрим, какие есть средства выразительного чтения. Возьмем стихотворение Юрия Левитанского «Ars poetica».
Первая часть звучит как вступление к повествованию. Валентин Юрьевич раскрашивает эту часть крупными небрежным мазками. Это нужно для того, чтобы подчеркнуть контраст основной части.

Все стихи однажды уже были.
Слоем пепла занесло их,
слоем пыли
замело,
и постепенно их забыли —
нам восстановить их предстоит.
Наше дело в том и состоит,
чтоб восстановить за словом слово
и опять расставить по местам
так, как они некогда стояли.
Это все равно как воскрешать
смутный след,
оставленный в душе
нашими младенческими снами.
Это все равно как вспоминать
музыку,
забытую давно,
но когда-то слышанную нами.

Это центральная часть композиции, поэтому здесь много эмоциональных акцентов и оценок. Актер передает нам ощущение, когда мучаешься и долго не можешь вспомнить что-то важное для себя. За каждым "так или не так" стоит конкретное событие, образ или явление.

Вот и смотришь —
так или не так,
вспоминаешь —
так или не так,
мучаешься —
так ли это было?
Примеряешь слово —
нет, не так,
начинаешь снова —
нет, не так,
из себя выходишь —
нет, не так,

Это финальная часть стихотворения. Чувство радости и облегчения от того, что наконец удалось вспомнить что-то важное. Если бы художник рисовал картину, он назвал бы эту часть первым планом. Здесь звучит все крупнее и весомее.

господи, да как же это было?
И внезапно вздрогнешь —
было так!
И внезапно вспомнишь —
вот как было!
Ну конечно — так оно и было,
только так и было, только так!

Итак, когда у вас перед глазами будет текст, достаньте всю свою палитру голосовых «красок» со всеми оттенками и нарисуйте слушателю живую и увлекательную картину!

Вдохновил: подкаст Марка Кэшмана «Красота слова»
Форма заказа

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Подпишитесь на рассылку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных
данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.