Настройка микрофона: как найти идеальное место для записи
На моих консультациях периодически задают вопрос: «Как правильно располагать микрофона во время записи?». Однозначно ответить на этот вопрос сложно, так как каждый голос, микрофон, помещение отличаются друг от друга. Кому-то подойдет размещение чуть сбоку, другому чуть выше рта — вариантов очень много. Единственный путь найти свой звук — экспериментировать. А как это делать, расскажу дальше.
Расположение микрофона
У каждого микрофона есть частотная характеристика: это верхние, средние и нижние частоты при записи. Ваше расположение у микрофона влияет на его частотную характеристику: подошли слишком близко и получили обилие низких частот, слишком далеко, больше высоких и средних.
Отклонение от диафрагмы микрофона так же влияет на звук: по центру один звук, смещение в сторону и уже другой.
Конечно, и стиль озвучки влияет на звук: агрессивный, спокойный, тихий и.т.п.
«Идеальное» место при записи
У каждого микрофона есть идеальное место при записи. У конденсаторных микрофонов это расстояние обычно 15-20 см. Это расстояние на котором ваш голос будет звучать наиболее естественно.
Но если вы пишетесь в небольшом помещении, лучше сократить расстояние до 8-10 см.
Если вам не нравится как звучит голос, пробуйте менять положение: читать чуть мимо микрофона — левее или правее, чуть выше или ниже. Эксперименты и поиски помогут найти «идеальное место».
Наклоните микрофон
Наклоните микрофон немного назад, чтобы воздух, идущий изо рта и носа, попадал не прямо на диафрагму микрофона, а под углом.
Наклон микрофона помогает рассеять воздух и смягчить взрывные звуки. Не читайте прямо в микрофон, смещайтесь чуть мимо диафрагмы. Если голос звучит в нос, попробуйте переместить микрофон ниже или выше.
Подойдите ближе, отойдите дальше
Я предлагаю относиться к микрофону как к уху. Например, вам нужна интимная подача — подойдите ближе. 5 см от микрофона это максимум. Так вы усилите низкие и высокие частоты, что идеально подойдет для сексуальной озвучки, шепота.
Но будьте осторожны с очень близким расстоянием, может возникнуть «эффект близости» (proximity effect). Появится переизбыток низких частот, бубнящий звук от которого будет сложно избавиться при обработке.
А если нужно что-то прокричать, отойдите от микрофона, так вы будете звучать более естественно. Для некоторых задач можно встать даже у задней стороны микрофона, это тоже создаст определенный эффект.
Ветрозащита
Используя поролоновую ветрозащиту, помните, что она влияет на звук: могут пострадать высокие частоты и искажаются свистящие звуки. Лучшая альтернатива — поп-фильтр.
Поп-фильтр
Расположение поп-фильтра относительно микрофона тоже влияет на качество звука — слишком близкое расстояние и у вас снова есть шанс создать «эффект близости».
Правило размещения поп-фильтра простое: не ближе, чем размер кулака до микрофона.
Поиск и практика
Ищите и практикуйтесь, только так вы найдете свой звук. Запишите себя в разных стилях, с разного расстояния. Так вы узнаете как сочетается ваш голос с микрофоном.