Основные проблемы с которыми я столкнулся.
1. Орфоэпия.
Никакого ярко выраженного говора у меня изначально не было, однако всё равно пришлось обратить внимание на множество нюансов в своей речи. Это произношение некоторых согласных звуков, например слишком выраженные шипящие звуки (Ш, Щ). Неестественное растягивание слогов: я не думал о том, что бывают предударные, заударные, которые нужно правильно редуцировать. Конечно же, осознал, что многие слова привык говорить с неправильным ударением, пришлось переучиваться.
2. Дикция.
Много проблемных слов, буквосочетаний, над которыми нужно было работать. Опять же, проблемы с шипящими и свистящими, вырывающийся резкий свист. Помогли упражнения с пробкой, дикционные таблицы, а также много много дублей и перечиток при записи текстов: когда записываешь себя сам, это можно себе позволить. Ещё, как оказалось, у меня малоподвижная верхняя губа, из-за чего возникают проблемы с артикуляцией и, следовательно, дикцией. Чтобы активировать её, нужно почаще брезгливо морщиться, ну и общие упражнения для губ тоже помогают.
3. Развитие эмоционального диапазона, актёрских способностей.
Вот это стало наиболее важной частью, так как мне неинтересно быть диктором, который просто правильно читает тексты красивым голосом. Я часто видел в описании дикторских голосов выражение «универсальный диктор». И меня заинтересовала эта самая универсальность, то есть возможность охватить голосом большое количество задач (игры, фильмы, мультфильмы, разнообразную рекламу и т. д.). Потом я понял, что она характерна для актёров озвучивания. Я не пошёл получать актёрское образование, так как игра на сцене и в кино меня не интересует. Я считаю, что актёр озвучивания — это всё же отдельная профессия, которой у нас пока нигде полноценно не учат. Самообразованием, конечно, заниматься опасно, но так уж получилось, что для меня этот вариант вполне эффективен.
Я стал брать на себя много игрового контента (фанатские озвучки игр, пиратский закадр и дубляж для сериалов, фильмов, мультфильмов), что-то было платно, многое бесплатно. Таким образом, у меня появилось много материала, на котором можно было часами оттачивать актёрские навыки. Свои труды отправлял на оценку опытным коллегам, получал обратную связь, работал над недостатками.
4. Умение понимать поставленную задачу и возможности своего голоса.
Когда сталкиваешься с потоком заказов, нужно научиться понимать, что именно от тебя хотят. Что значит читать «естественно», «как диктор», «динамично», «ярко», «с акцентами» и удовлетворять десятки других пожеланий заказчика. Понимать что хочет клиент, когда присылает, как референс, голос диктора, который гораздо старше и ниже чем я, и просит «так же, но вашим голосом». Тут может помочь только опыт, ну и предыдущий пункт. Чем шире актёрский диапазон, тем больше задач получается охватить.
В дикторы я пришёл из звукорежиссёров. Я пять лет работал на студии аудиорекламы в городе Смоленске. Сводил ролики, писал для них музыку, чистил и обрабатывал голоса дикторов, в основном иногородних, но иногда забегали на запись и немногочисленные смоленские дикторы. В то время я не видел себя диктором, к микрофону подходил, только чтобы записывать вокал, пел я уже довольно давно и весьма неплохо.
Но как-то раз задумался я о подработке — не диктором, просто захотелось написать музыку для игр. Я зашёл на форум разработчиков игр — там был раздел, где можно разместить резюме, что я и сделал. Мне буквально через час после размещения написал человек: спросил, не могу ли я озвучить голосом его мод для старенькой игры Stronghold. Ему были нужны выкрики различных юнитов (мечников, воинов с лестницей, богатырей и т. д.). Мне стало интересно попробовать, всё необходимое оборудование у меня было. Это и стало моей первой записью.
Денег я, конечно, не просил, так как не считал себя профессионалом. В итоге человеку всё понравилось, мне тоже, хотя сейчас я бы это слушать без слёз не смог. После того как я сделал эту работу, захотелось озвучить что-то ещё. Я нашёл в ВК студию GamesVoice — команду энтузиастов, которые переводили и озвучивали игры, не получившие официальную русскую локализацию. Им я и написал. Отправил в качестве портфолио предыдущую работу и получил несколько ролей в их проектах. Также я стал тренироваться читать рекламу, пока что просто для себя. Получая на монтаж очередной рекламный ролик, я слушал, как читал его диктор, пробовал записать сам, сравнивал, пытался понять, что делаю не так. Через несколько месяцев склеил из подобных записей своё первое демо, разместил его на сайте-агрегаторе и начал получать первые коммерческие заказы на рекламу.
Постепенно я стал углубляться в профессию, получать знания. Читал форум «Радиозвук», смотрел интервью с известными дикторами и актёрами дубляжа, слушал их работы. Потом попал на Слёт дикторов и звукорежиссёров в Москве, где вживую пообщался с коллегами, посетил мастер-классы топовых дикторов, актёров дубляжа.
Если поначалу я скорее подражал своим коллегам, копировал штампы, то получив некоторый массив знаний, я, наконец, стал по-настоящему понимать, что такое текст, как с ним работать, как «включать голову» при чтении. Я записал новое демо, которое звучало уже гораздо более осознанно, и стал рассылать его по более серьёзным студиям, с более высоким порогом входа для диктора. Студии откликались, я постепенно попадал в различные базы, поток заказов увеличился.
Начинал работать диктором практически бесплатно на «Русском радио» в своём городе. На одном мероприятии, где я выступал в качестве ведущего, на меня обратил внимание программный директор радиостанции и позвал на запись. До сих пор помню, что, записав один ролик, можно было съездить два раза на маршрутке, но тем не менее желание развиваться в этом деле помогало претерпевать постоянный недостаток денег на радости жизни.
Первые три года работы приходилось зарабатывать деньги на «обычной» работе, периодически приезжая в студию и занимаясь тем, что действительно нравится. Постепенно опыта стало больше, за плечами было множество проделанной работы, уже несколько радиостанций я посещал только для того, чтобы записать рекламу, новости, погоду и авторские передачи. Позже принял решение купить недорогой микрофон и микшерный пульт и попробовать записываться дома. С тех пор моя домашняя студия обросла большим количеством поролона, а портфолио — греющими душу пройденными проектами совершенной разной тематики и разного полёта.
Первые заказы я искал на «Фриланс ру»: заполнил аккаунт и стал рассылать везде резюме. В то время фриланс ввёл правило не обмениваться контактами, но мне показалось на фоне юношеского максимализма, что нужно делать всё наоборот (плюс не хватало денег на платную подписку следующего месяца), и я стал рассылать резюме большому количеству людей. Аккаунт мой заблокировали навсегда, но конверсия такой рассылки получилась более чем удачная.
Позже я понял, что существует несметное количество студий, на которые можно отправлять свои демки и получать в ответ регулярные заказы.
С тех пор я особо не продвигался, обрастал постоянными заказчиками, пользуясь всеми благами сарафанного радио.
Самый главный вывод, который ко мне приходил постепенно и последствия которого закрепились в моем сознании очень твёрдо: работать нужно так, чтобы люди тебе доверяли; нужно быть адекватным исполнителем, честным и не мелочным, понимать, что хорошее отношение и доверие — залог и внутреннего комфорта, и материального положения любого успешного человека.
Родился я в Арзамасе и работать начал на местных радиостанциях «Милицейская волна» и «Ретро ФМ» новостным диктором. Спустя год продюсер станции предложил записать рекламу банного комплекса. Час почти потратили на 30 сек, но сделали. Так и началось.
Лет через пять предложили попробоваться для роликов «Джилетт» (имиджевые ролики для прероллов на YouTube). К этому моменту я себя считал уже капец каким профи!
1 сентября в Останкино случилась запись, продюсером был Григорий Шатохин из Fast foxes (они снимают «Вечерний Ургант», «Коммент аут» и клипы). Впервые, наверное, я понял, что ты сам можешь себя считать самым крутым парнем на деревне, однако стоит чуть-чуть изменить условия и всё сыпется, нужно преодолевать себя. Но всё прошло очень удачно, мы отлично отработали. Правда, проект так и не вышел. Мне известно только, что заказчик спросил: «Чо за ноу нейм, где наш обычный голос?», всё переписали известным диктором, но ролики не взлетели.
Первые заказы шли от других региональных станций на обмен. Была такая практика раньше. Потом наши FM-радиостанции стухли, и мы с продюсером ушли. Я начал искать людей в интернете, которые производят рекламу, и отправлял им свои демки. Так и набил базу. Пару-тройку лет работы с 10 до 18 по будням и почти без отпуска, и люди начали искать меня.
Свой первый заказ на рекламу я получила, работая на радио. Текст был для другого города, и я ошиблась в названии улицы: прочитала с неверным ударением. С тех пор перед записью уточняю всю необходимую информацию. Но казусы всё равно случаются, даже если текст записан без ошибок. Например, заказчик может настаивать на неверном ударении, потому что словарная форма ему непривычна и «режет ухо».
В самом начале мне было некомфортно работать в тон-студии: казалось, что закладывает уши и я ничего не слышу, но стоило надеть наушники, и все звуки многократно усиливались. В обычной жизни мы не замечаем щелчки, которые произносим вместе со словами, а в тон-кабине речь словно под микроскопом. Меня это сбивало, я делала множество дублей и сердила звукорежиссёра.
В работе мне очень помогали федеральные рекламные блоки на ТВ и радио, я не пропускала ни одного ролика, пыталась подражать дикторам, сравнивала темп речи, интонации. До сих пор люблю изучать рекламу в разных городах, узнавать голоса коллег, находить новые яркие примеры.
Искать начала уже после ухода с радио, а вначале заказы распределял руководитель отдела продакшн. Помимо прямых эфиров, я вела новости, и ко мне в то время часто попадали заказы, где требовалась серьёзная, деловая подача. Однажды мы в шутку записали, как я изображаю детский голос, дурачились. После этого звукорежиссёр стал предлагать использовать мой голос в игровых роликах.
После ухода из медиахолдинга я продолжаю с ним сотрудничать в качестве диктора и работаю самостоятельно. Для поиска новых заказчиков я подготовила различные демозаписи: IVR, рекламу, закадровую озвучку. Составила письмо с описанием оборудования домашней студии, своим рабочим графиком и стоимостью услуг. Эти письма с демо я рассылала всем известным мне студиям. Параллельно регистрировалась в базах дикторов. Сейчас раз в неделю я продолжаю делать рассылку, нахожу новые компании в поисковике. Демозаписи стараюсь регулярно обновлять.