Мысли о том, как аудитория оценит голос, одежду, материал, закрепощают оратора. Все внимание уходит на восприятие себя, желание понравиться. Выдающиеся ораторы концентрируются на том, что они могут дать аудитории. Это смещает фокус с себя на других.
Проблема в том, что многие спикеры хотят не отдавать, а получать. Особенно это заметно, когда задаешь вопрос, а тебе вместо ответа говорят что-то вроде: «Купите мою книгу и узнаете». Очевидно, что так они пытаются увеличить продажи своих книг, но это берущая позиция.
Плохо, если на каждом слайде презентации указаны электронный адрес, ссылки на соцсети и сайт. Если первое, что делает спикер в начале выступления, это рассказывает о себе. «Привет, меня зовут Доктор Бла-бла-бла, у меня шесть ученых степеней, я работал в пятидесяти пяти компаниях, я консультирую руководителей и директоров».
Очень легко определить, кто дает, а кто берет. Взгляните на лучших спикеров — например, в топе выступлений на конференции TED. Это Сэр Кен Робинсон, Эми Кадди, Брене Браун, Гарри Каспаров. Абсолютно все они пришли, чтобы отдавать. Им ни от кого ничего не нужно, даже одобрения. Я не знаю ни одного хорошего спикера, который, стоя за кулисами, сказал бы: «Я хочу вызвать громкие овации». Овации будут, если вы их заслужите. Если люди решат, что вы дали им нечто ценное. Если они почувствуют, что вы пришли не за аплодисментами.