Как научиться красиво говорить
интервью

Постановка голоса:
«Чаще всего у пациентов мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани.»

Мохотаева Маргарита — фонопед фониатрического отделения Санкт-Петербургского научно-исследовательского институте уха, горла, носа и речи, кандидат педагогических наук.
Фонопед — педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.
фонопед

— Можно ли поставить голос или это дается от природы?

— Постановка голоса — процесс, который для кого-то может быть простым, для кого-то — сложным, это индивидуально.

У кого-то есть природная постановка голоса, и этому человеку совершенно не нужно долго заниматься, достаточно дать направление, и для него все будет просто. А для кого-то это будет уже достаточно сложным и длительным процессом. Чаще всего, когда уже наработаны вредные голосовые привычки, это долго.
Управляй голосом!
Упражнения для дикции, видео-уроки для уверенного звучания, подкасты о психологии и здоровье голоса.

— Что за привычки? Зажимать гортань?

— Да, в том числе и эта. Когда мы говорим, гортань зажата, это означает, что она
находится в верхнем напряженном положении. В таком случае и голос звучит зажато. Конечно, от такой привычки нужно избавляться.
дыхательно голосовые упражнения
Дыхательное упражнение с книгой

— Сколько времени нужно на то, чтобы поставить голос?

— Постановка голоса подразумевает улучшение основных качеств голоса человека, у которого нет патологии гортани. К нам же приходят, как правило, те, кто уже столкнулся с проблемами и у кого с помощью эндоскопической техники мы выявили нарушения в работе голосового аппарата. То есть. задача фонопеда, в таком случае, — сначала исправить недостатки, нормализовать работу гортани и уже только на этой основе можно приступать к развитию основных качеств голоса.

Мы ориентируем своих пациентов где-то на три месяца, но все зависит от патологии. Бывает так, что у пациента серьезная патология, например послеоперационные нарушения голоса или узелки, хронический ларингит. Достаточно длительное время требуется для восстановления голоса.

А бывает, пациенты имеют функциональные расстройства голоса, например снижен тонус голосовых складок. И тогда наши занятия будут не такими продолжительными. Но в среднем мы ориентируем на три месяца занятий. И ежедневно пациенты должны самостоятельно заниматься плюс приходить заниматься амбулаторно со специалистом.

— Что нужно сделать, чтобы голос зазвучал и раскрылся?

— Голосовой аппарат – это целая группа органов и систем. Это и дыхание, и артикуляция, целая система резонаторов. Работа над голосом предполагает сначала постановку правильного нижне-ребренного (диафрагмального) типа дыхания и работу над артикуляцией. Затем начинается работа над развитием резонаторной системы, усилением резонирования звука, а также работа над мышечно-связочным аппаратом гортани. Только работа над всеми звеньями голосового аппарата может дать максимальный эффект и возможность для максимального раскрытия потенциала вашего голоса.

— Какие проблемы вы слышите у современных чтецов?

— Тут можно все проблемы разделить на несколько групп. Это касается произносительной части — например, нарушены орфоэпические нормы, нечеткая дикция.

Это, скорее, не нарушения звукопроизношения, (когда человек неправильно произносит те или иные звуки), а просто нечеткая, невнятная, смазанная артикуляция, где затухают окончания, пропадают части слов. В таком случае только в контексте можно понять, что человек говорит.

Что же касается голоса, то чаще всего, конечно, это напряженная манера подачи голоса, твердая атака звука, когда голос звучит напряженно и резко. Нет мягкости тембра в голосе. И часто эти люди потом испытывают трудности с голосом.
методы исследования голосового аппарата
Маргарита Мохотаева показывает результаты акустического анализа голоса: каких частот недостаточно в голосе, где нарушен баланс, уровень охриплости.

— Чего нужно избегать, чтобы не звучать напряженно?

Нужно найти свой голос, звучать в своем диапазоне
— Не нужно стараться кому-то подражать. Это неправильный путь. Нужно найти свой голос, тот, который вам дан природой, и это будет самое лучшее. У взрослого человека определенного размера гортань, определенной длины и толщины голосовые связки. Если он сформировался, вырос, прошел переходный возраст и соответствует теноровому диапазону, то не нужно стараться быть басом. Это ни к чему хорошему не приведет.

Нужно найти свой голос, звучать в своем диапазоне, и тогда это будет хорошо
восприниматься слушателями.

— При каких симптомах нужно бить тревогу и идти к фониатору?

— Прислушивайтесь к своим ощущениям. Если после голосовой нагрузки появляется охриплость или осиплость, вы чувствуете дискомфорт, першение, боль в горле, ком в области гортани, то это повод задуматься, что же происходит с гортанью.

Если эти симптомы достаточно стойкие, и тогда уже следует серьезно подумать о том, чтобы пойти на прием к фониатру. Но мой вам совет: до такого состояния, когда нужно бить тревогу, себя доводить не стоит.

Голосовой аппарат – это наш рабочий инструмент. А значит относиться к нему нужно бережно и периодически, не реже 1 раза год приходить на профилактический осмотр к фониатру.
голосовые упражнения
Голосовые упражнения на объемность и силу голоса. Фонопед показывает, ученик повторяет. После занятий ученик дома самостоятельно делает упражнения.

— Женские голоса более уязвимы, подвержены внешним стрессам, зажимам? Можете про это рассказать подробнее?

— Женщины — эмоциально-лабильные существа. Мы больше все воспринимаем эмоционально, и, конечно, на качестве голоса это отражается. Любые переживания, стресс, депрессии сильно влияют на голос. Мужской голосовой аппарат более вынослив. Если женщина покричит — могут быть проблемы, а если мужчина покричит, попоет — вполне возможно, что его голосу от этого ничего не будет.

Тут стоит отметить, что женщины склонны анализировать свои ощущения более досконально, чем мужчины, то есть прислушиваться к своим ощущениям. И уже какие-то минимальные нарушения заставляют идти их к доктору. Поэтому чаще всего наши пациенты — это все-таки женщины.

Мужчины же менее трепетно относятся к здоровью и поэтому запускают серьезные расстройства. И еще что касается женщин: зная, что женский голос более уязвим, следует соблюдать гигиену голоса. Надо помнить, что женщины не должны в «женские дни» петь, форсированно говорить. Нужно бережно относиться к своему голосу.

— Что такое «говорить в маску»? Насколько «маска» важна при постановке голоса?

— «Маска» — это образ, ассоциация, термин для понимания того, как и куда направлять звук. Маска — это то, что у нас впереди. А что у нас впереди? У нас здесь находятся резонаторные полости. Резонирует ротовая, носовая полость, носоглотка, пазухи резонируют. Резонировать в организме могут те полости, в которых есть воздух.

Принято различать верхние и нижние резонаторы. Ощущение вибрации в области верхних резонаторов как раз и создает ощущение маски. Легче понять, когда мы говорим: «Надо послать звук в маску». Это, значит нужно ощутить вибрацию в этой области.

Нижние резонаторы находятся под гортанью: трахея, бронхи. Благодаря их работа наш голос приобретает глубину, объем, мягкость. Сама гортань тоже резонирует.

— Грудная клетка — тоже резонатор, и достаточно большой, почему именно в маску нужно посылать звук?

анализ голоса
Так происходит электроглоттография. На область гортани накладываются электроды, человек произносит звуки в микрофон, а фонопед в специальной программе смотрит как работают голосовые складки: сколько длятся фазы смыкания и размыкания голосовых складок, оценивается соотношение этих фаз.
— Работа верхних резонаторов дает нам звонкость, полетность голоса. Без «маски» голос
будет глухой, тусклый, будто завален назад и идет откуда-то издалека.

Чаще всего у пациентов, которые к нам приходят, мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани. И организм компенсирует это расстройство. Если снижен тонус голосовых складок, то организм пытается это расстройство скомпенсировать, мы начинаем напрягать другие мышцы.
Часто напрягаются мышцы глотки, мягкого нёба.

Бывает, что у пациента недостаточный резонанс — резонанс именно носовой. Это называется ринофония, то есть нарушение баланса резонирования. Так рождается гнусавый призвук.

— То есть гнусавый призвук возникает от того, что есть недостаточный резонанс в носовом резонаторе?

— Тут все достаточно хитро, потому что ринофония может быть закрытой и открытой. Есть гиперназализация, когда, наоборот, излишне резонирует звук носовой полости в носоглотке, а бывает закрытая ринофония — когда недостаточный резонанс.

Чаще всего мы наблюдаем закрытую ринофонию — недостаточный носовой резонанс. Открытая ринофония — это грубая патология, которая чаще встречается при врожденных расщелинах мягкого или твердого нёба. В таком случае воздух излишне проходит в носовую полость и там резонирует.

— Спасибо за интересную беседу! Как можно записаться к вам на прием?

— Я работаю в Научно-исследовательском институте уха, горла и носа Санкт-Петербурга, ул. Бронницкая, 9. Можно звонить в фониатрическое отделение — тел.: 316-41-17.
Там ведется запись на прием.

Интервью взял: Илья Демьянов
Форма заказа

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.