Как осанка влияет на звучание
Close
интервью

Постановка речи и голоса: педагог Хабенского и Нагиева отвечает на вопросы

Профессор кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства Евгения Ивановна Кириллова ответила на вопросы о голосе и речи. У неё учились Дмитрий Нагиев, Костантин Хабенский, Лиза Боярская, Лариса Гузеева, Данила Козловский и многие другие известный актёры.
постановка голоса
Оглавление:
В чем заключается ваша система постановки голоса?
У каждого человека свой тембр голоса, манера общаться, голосовой фокус. Когда собранный фокус чуть-чуть впереди, он становится для человека и слышимым изнутри, и управляемым, и легким, и комфортным. Тогда человек слышит голос внутри себя и может вести его куда угодно для того, чтобы выразить мысли, чувства, нюансировку, все что угодно.

Он может транслировать мысли в любом чувстве, которое испытывает. И при этом не потерять эту легкость и комфортность управления звуком.
Какие существуют для этого шаги?
Тут очень важно для начала найти середину звука и ее укреплять.

И, как ни странно, вот эти начальные упражнения они самые нудные и самые опорные. Это как столбы вбивать, и это еще не дом. Такая работа, когда не видно, что строится, ну вбивают куда-то столбы, часто в неприглядную землю. Потом на них какое-то сооружение будет, а поначалу это довольно скучная работа.

Нахождение этого среднего звука работа, которая может быстро лишить интереса человека. Любой человек хочет быстрого результата. Он хочет позаниматься час или два и после этого иметь этот речевой капитал, звуковой капитал на всю оставшуюся жизнь. Но так не бывает. Любой капитал нужно умело приумножать. На это необходимо время.
В музыке гаммы – это фундамент.
Точно так же здесь вот эти звуковые гаммы, которые позволяют тебе потом уверенно пользоваться звуком: поначалу к ним нужно привыкнуть, потом их нужно полюбить, потом ими нужно наслаждаться, а потом ими можно пробовать управлять. И это основа.

Я со студентами много занимаюсь голосом. Мне важно, чтобы человек изнутри услышал звук, понимал, какая часть его «Я» озвучена. Голос, он же перемещается, иногда он концентрируется в голове, иногда очень близко к губам, в спине, иногда он в груди, иногда он в руках и ногах. Как он собирается воедино и создаёт свободу объема для выражения именно того, о чем говоришь, — и для этого нужны такие гаммы.
Педагог по сцен речи
Евгения Ивановна объясняет студентам, что желание вызвать жалость у зрителя — плохое намерение.
Следующий шаг после того, как нашли середину: что вы делаете?
Когда человек немножечко расширит хотя бы на небольшую ступенечку возможность звука, тогда от этого управления он получает колоссальное наслаждение.
Важно начать расширять объем, причем по всем направлениям – это и вверх, и вниз, это в объем дальше, ближе. Это самое важное, потому что «тише» или «громче» совсем другой параметр, отличающийся от «дальше» и «ближе». Можно сказать очень тихо, но далеко-далеко отправить. А можно сказать громко и совсем недалеко. И управлять полетностью звука. Если человек ей управляет, он управляет многим. Но важно, чтобы он понимал, что в нем работает.

Всё может влиять на качество звука: погодные условия, настроение и события жизни. Всё может влиять на то, чтобы голос был не так ровен, не так охотно отдавал бы свои богатства. Смысл надо реализовывать этим звуком. И вот тут надо понять, что ты должен проконтролировать в себе. Грубо говоря, почему там такой палец не так работает при нажимании на клавишу, почему в нем меньше энергии, чем в другом. Значит, этот палец на какое-то время должен стать объектом большего внимания. И эта нюансировка внимания по распределению звука внутри себя – то, чем надо заниматься дальше.

Когда человек немножечко расширит хотя бы на небольшую ступенечку возможность звука, тогда от этого управления он получает колоссальное наслаждение. Информацию из внешнего мира через звук. Соединяет свое пространство с пространством вокруг него. Он получает какой-то кусок радости от этого. Тогда он охотно будет повторять тренинг, будет хотеть получать этот кусочек радости.

Какой следующий шаг в постановке голоса?
Ищу устойчивость в этой середине. Надо её расширять. Мне очень важно, чтобы человек понял, что такое вибрирующая спина. Тогда не надо долго объяснять, какие мышцы создают опору. Он слушает полную вибрации спину, и у него будут правильно работать мышцы, которые держат этот звуковой столб.

Конечно, можно пойти путем, когда сначала вырабатываются эти мышечные условия, для создания звукового столба.

Но я предпочитаю, чтобы человек через звук создавал. Сначала он слышит и устанавливает контакт своим звуком с телом. А потом любой объём ему говорит, какую координацию мышц произвести. И он бы делал это, не задумываясь даже. Там бы не было перебора мышечной работы.
Упражнения для голоса
Студенты 4 курса готовятся к голосовой разминке. С этого начинается каждое занятие.
Это поиск некого баланса?
Баланс звука и дыхания. Если только дыханием заниматься – это создает перебор и закрепощение дыхания.

Когда мы достаточно позанимаемся, у нас есть результаты, когда он сам в своем звуке уже какие-то открытия сделал и сформулировал сам, тогда ученик говорит: «Ой как интересно, когда вибрирует верхушка спины – это один звук, а когда вибрируют нижние ребра – это совсем другой звук».

Он сформулировал это. Тогда, когда есть разговор: «А что еще может помочь?», – вот тут можно осторожно сказать: «Еще попробуй удержать дыхание, чтобы немножечко продлить это ощущение вибрации в нижних рёбрах, воссоединить их потихоньку с такой же вибрацией по всей длине позвоночника и рёбер». Это кости, они вибрируют, и мы слышим их, изнутри слышим.
Все находят эти вибрации? Всем удаётся это почувствовать?
Если заниматься – всем. В разной степени. Это не значит, что навсегда закрепостил это умение в себе, законсервировал. Он сегодня нашел, а завтра оно ушло. А вот как сделать так, чтобы оно довольно устойчиво было в человеке? Вот это сложно.
Можно всё это прочувствовать, укрепить звук, но все равно периодически терять эти ощущение?
Конечно, для того и нужны гаммы, которые музыканты играют. Кто-то говорит: «Я ненавижу гаммы», – но он разыгрывается на каких-то произведениях. Первые двадцать минут эти произведения выполняют роль гаммы. Все равно он прислушивается к звуку. Для него очень важно поймать этот звук. Поймать звук, который выразит то, что он сегодня хочет выразить.

У кого-то это гамма, кто-то уже разыгрывается на произведении. Тут личный выбор.
Как улучшить дикцию?
Улучшить дикцию можно через звук. Нужно чтобы ученик услышал и в варианте, более приближенном к идеалу, и в варианте плохом.

Это надо записывать и дать послушать. Проанализировать: что меняется, что в этой акустике меняет информацию. Тогда человек будет заниматься любыми звукосочетаниями, которые должны создать упругость его мышц для дикционной работы. Так, чтобы он мог и темпом владеть, и ритм создавать, напряженность смысла, чтобы он мог слышать вариативность звука. Вот тогда он начинает понимать, для чего эти все звукосочетания.
Записаться на урок
Оставьте свои контакты, я пришлю программу
и подробности индивидуального урока.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Скороговорки помогают?
Если они опять же сначала своей трудностью интересуют. Ученику интересно эту трудность освоить. Но он может освоить трудность, начнет выговаривать эти звуки, но при этом свистящие как были тупыми, так и остаются тупыми. Он справляется со скоростью, но не справляется со свистящими или шипящими.

И вот тут важно внимание направить на то, что часть акустической информации – искажена. Нужно, чтобы ученик добивался усовершенствования, а не искажения этой информации, соответствия тому, чего он хочет добиться.
Как тренировать звук -с, если он плохо звучит?
Надо записать и показать, чтобы человек послушал, как звучит этот «плохой звук». Потом сделать некоторые упражнения, чтобы он этот толчок звука, меру выдоха проверил несколько раз. Сравнил первый вариант со вторым. Сравнил с собой, понял, что в нём работает не так координированно и почему не получается хороший звук. Что в случае хорошего звука в нем работает более интенсивно. Внутри себя нужно понять звук.

Скороговорки нужно сочетать с трудновыговариваемыми звукосочетаниями, где много «с». Струсту-стросто-страста-стрэстэ-стрысты. Где было бы несколько «с». Из них вырастить скороговорки. Потом сказать: «Вот в этом слове ушло, в этом сочетании ушло». Чтобы он понимал, что утрачивает в этом месте определенную работу мышц внутри себя.
Можно добиться идеальной дикции?
Можно практически всем. Только если нет органических повреждений.

Например, у человека верхняя губа очень короткая. Он не может соединить губы настолько, насколько хотелось бы соединить. При чрезмерной работе губ получается немного другой звук. У него вариант этого звука резко отличается от различимого варианта.

Каждый из нас чуточку произносит по-своему звуки -м, -п, -б, -в, -ф. Но мы же их различаем в нашем восприятии. Понимаем, что это вариант данных звуков. Но если звук -с пропадает, я недополучаю информацию именно этого звука. Либо я получаю информацию, но это вариант звука либо просто отсутствие звука.

Например, -с в начале слова сейчас пропадает начисто. И по радио я это слышу, и в бытовой речи. А это недодышанность. Неумение сфокусировать поток этого тепла -с на ту длительность и на ту мощность, которую должен создать такой звук, любой из вариантов этого звука, а не его отсутствия.

Недодышенность: я не оснащаю достаточно мощным потоком этот звук.
Развитие речи
Подготовка к экзамену по сценической речи. Студенты читают стихи и прозу. Евгения Ивановна подсказывает, что было неточно по логике, дыханию, голосу
Дыхательные упражнения помогают в работе над дикцией?
Человек может делать прекрасные дыхательные упражнения и при этом не создавать нужного потока, когда говорит. Я много раз с этим сталкивалась.

Это зависит от того, что он сам внутри себя слышит. Для него есть отдельное упражнение, отдельно звук в создании смысла. Не соединился тренинг со смыслом.

Ленивый звук, например, мне очень многое говорит о человеке. Я могу неточно охарактеризовать это восприятие, но оно будет для меня точным. Точно так же, как небрежно одетый человек. Один небрежно одетый человек мне нравится, а другой небрежно одетый человек меня отталкивает. Разная степень небрежности, потому что разная степень свободы небрежности.

Точно так же и со звуком и голосом. Когда говорят: «А мне все равно, как я говорю», – для меня это какой-то знак. Либо человек не знает свои возможности. Либо он не открыл для себя своё собственное «Я», которое есть в нем, в голосе. Это такое его богатство. А он знать о нем не знает.
Что делать, если голос тихий, человек тихо говорит?
Развивать громкость. Если никогда этим не занимался, кажется, что это невозможно. Важно, чтобы человек понял, что у каждого есть градус громкости. Он просто привык им не пользоваться, а это тоже мышечная работа дыхания и распределение дыхания.
Существует психологическая причиназапрет на громкий голос, т. е. боязнь проявить себя?
Да: «Я никогда громко не говорил, не знаю, как собой управлять». В тихом звуке он знает, как собой управлять, и говорит. Как его слушают, ему не важно, потому что внутри чувствует себя комфортно, полно. Вот он так и говорит. Но ни на кого не направляет звук, направляет только на себя.

Нужно заниматься таким образом, чтобы человек через голос знакомился с возможностями своей личности. Инструментом тогда должен быть звук.
Евгения Ивановна Кириллова
Евгения Ивановна советует ученику: «У всего должна быть предыстория. Надо ее придумать. Найти болевую точку»
Как кроме громкости понять, что ты на правильном пути?
Это всегда можно узнать по реакциям собеседника.

Во-первых, если ты после второй фразы чувствуешь, как человек соединился с тобой и разъединился, он смотрит на тебя, контакта нет. Как в электричестве – нет контакта. Уходит напряженность контакта друг с другом. Я говорю, вижу интерес. Я сейчас вижу ваши глаза, вижу в них интерес. И начинаю говорить, а слежу не за звуком, а за вашими глазами. Слежу за тем, как вы меня слушаете. Я понимаю, что есть контакт.

Если содержание будет настолько неожиданным, настолько незнакомым, оно и само по себе будет срабатывать. Но если послушать человека, который тихо говорит, но знает тему своего «говорения», то в этой тихости мы столько услышим нюансов, еще больше будем погружаться в это. Мы обнаружим там бездну информации.

Я ни разу не слышала, чтобы человек говорил абсолютно никак и не заинтересованно в теме своего разговора и его бы слушали. Для этого, как бы человек ни говорил, если он заинтересован в теме разговора, весь погружен в эту тему, собеседники погружаются и пытаются даже из этой неудобной манеры выудить все, что им необходимо.
Как говорить низким и глубоким голосом?
Это вибрации, которые находишь сначала в середине звука. Если находишь эти вибрации и, догадавшись о том, что они у тебя есть, а потом, однажды в себе услышав, начинаешь развивать их в себе, то обнаруживаешь такой объем себя, который тебя делает.

Он от много уберегает и охраняет твою безопасность. Это как забронированный первый этаж. Еще надо понять, как открывается этот первый этаж. Если я закрыл на этот первый этаж все двери, то надо довольно хитро меня каким-то образом пробить.
Как добиться такого звука?
Спина, весь позвоночник, человек должен слышать озвученный позвоночник: от копчика и ниже. Зазвучал один позвонок, рядом с ним другой начинает звучать, потом еще один. Так пройдешь этим звуком по всему позвоночнику и обнаружишь, что не знал, что есть такие помещения внутри тела. А это дополнительная жилплощадь просто. Она же всегда придаёт мотивацию к существованию и уверенность.

Когда мужчина слышит у другого эти звуки, интуитивно понимает, что у того есть какое-то богатство, которого у него нет, а он бы хотел такое приобрести. Если хватит терпения это услышать хотя бы в упражнении, а потом часть этого внимания устремлять на то, чтобы не терять в разговоре этого качества вибрации, тогда и объяснять не надо: зачем.

Такой человек акустически для нас более убедителен. Он заполняет пространство. Даже если у него никаких достоинств нет. Он обмануть может кого угодно, что они у него есть.
техника речи
Евгения Ивановна объясняет студентам законы восприятия: «Дайте слушателю войти в материал. Не начинайте равнодушный рассказ истории»
Сколько нужно заниматься, чтобы поставить голос?
У каждого по-разному. Одному нужно месяц только для того, чтобы хоть как-то услышать вот этот звук. Некоторым хватает 3–4 занятия. Это все зависит от психофизики того человека, с кем занимаешься. Если человек трудно преодолевает это, ему трудно предположить, что он еще что-то умеет. Эта часть ему неведома. Он опасливо с ней знакомится.

А есть люди, которые радостно с ней знакомятся: «Да? Я это могу?». И чем радостнее человек знакомится с собой, со своими возможностями, тем быстрее он овладевает голосом.

Есть люди, которые на первом курсе охотно начинают этим заниматься, начинают себя слушать. А есть те, которые только на третьем курсе начинают. «Евгения Ивановна, я наконец понял, про что Вы говорите!». У него какие-то сведения были, он пробовал. Но, видимо, пробовал отдельно звук и отдельно смысл. И только где-то там что-то соприкоснулось одно с другим, и он сделал для себя очень важное открытие.
Разминка для голоса
Экзамен по сценической речи. Первый этап — групповая звуковая разминка. Студенты показывают как они умеют посылать звук, управлять громкостью, ритмом, дыханием.
Что мешает в постановке голоса?
Человек не находит того манка, который его бы толкнул на то, чтобы он заинтересовался и создал контролер внутри себя. Манков миллионы, но только сам человек может обнаружить их. А может и не обнаружить. Но они есть.

Кто-то вдруг так заговорил или что-то случилось. И человек почувствовал: «Я хочу быть таким». Он не для чего-то это делает: ему просто понравилось. Почему? Не знаю, почему. Но человек все время себя куда-то ведет. Процесс самовоспитания очень важен.
Получается, никто тебе не может сказать, ни один педагог, какой у тебя манок? Постоянное изучение себя?
Нужно полюбить повтор. В повторе обнаруживаешь это умение в себе. И чем больше повторяешь, тем больше совершенствуешь умение.
Конечно. Это процесс обоюдный. Точно так же, как и музыке нельзя научить. Ученик обязательно должен, в какой-то мере научиться. Все эти глаголы «учиться» с частицей «ться» – возвратные. Я себя должен научить. Я должен.

А чем человек может научиться? Тем, что в себе воспитывает контролера, который в любой момент ему говорит: «Нет, не так. Нет, не так». В любой момент ведет в этом умении. Это знают спортсмены, они должны научиться бегать. А что они для этого делают? Тренируются.

Нужно полюбить повтор. В повторе обнаруживаешь это умение в себе. И чем больше повторяешь, тем больше совершенствуешь умение.

Что делать тем, кто хочет быстрых результатов?
Такого не бывает. Любой каменщик знает, что надо много печей, домов, стен сложить, чтобы навык ровного строения был в руке. Не бывает достижений без момента самообучения.

Индивидуальность начинается в человеке, когда он чему-то начинает сам себя обучать. Когда он что-то вычленил, появляется желание приобрести такое же, и этому он сам себя начинает обучать. Открывает сам себя.

Создавая самого себя, мы не пробуем себя в одном направлении, мы пробуем и в этом, и в этом, и в этом – и только тогда понимаем, какое направление нас больше всего интересует. И там мы становимся более интересными и более продвинутыми. Там мы создаем себя.
актерское мастерство
Экзамен по сценической речи. Студенты читают «Фауст», «Илиада», «Отелло», стихотворения Николая Рубцова, Саши Чёрного, Маяковского
Что делать, когда во время выступления голос дрожит?
Надо перенести внимание. Включить тот кусок внимания, который следит за звуком.

Потерял механизм управления? Надо сосредоточиться на каком-то звуке, найти эту вибрацию внутри себя. И как только я овладею звуком, я перестану теряться. Я стану самим собой.

Вернись к звуку. Я, как человек, занимающийся голосом, знаю, что это очень помогает. И мне это помогает отлично. Много раз мне это студенты говорили: «Я вспомнил, стал распределяться и даже забыл, что волнуюсь».

Воссоединился со своим «Я». Он этим кусочком «Я» его присоединил. А начал с того, что отсоединил, и контроль ушел. Существо стало неполным – неполное существо стало мстить.
Можно самостоятельно поставить голос или нужен преподаватель?
Если есть природная постановка, то, может быть, и не нужен преподаватель. Когда Вишневской дали учителя по вокалу, она разучилась петь, у нее пропал голос. Она пела как птица. Это значит, она кого-то когда-то услышала, сама стала петь, сформировала свой голос. Многие вещи внутри себя сформулировала. Не словесно – в ощущениях. А ей стали ломать эти ощущения. Так подбери тут, это сделай, это сделай, она и не думала, просто этим управляла.

Есть люди, которых не надо учить этому, надо это использовать. Тогда надо уточнять смысл, расширять объем информации, привлекать все больше и больше ассоциаций. Тогда возникнет другой объем голоса.
Как связан голос и характер и связаны ли они вообще?
Мы очень многое понимаем по голосу. Человек, который не создаёт напряженную линию общения, – мы не будем ему говорить важные вещи о себе. Придем к нему решать какие-то деловые вопросы. Решим. И скажем: «До свидания». А те вопросы, которые нас как-то касаются, непростых для нас дел касаются, мы к нему решать не пойдем.

Голос очень много дает информации о человеке и создает абсолютно разные нюансы поведения. Это тоже способ ориентации в социуме.
актерский тренинг
Студенты готовятся к экзамену по сценической речи.
Как научиться понимать характер человека через голос?
Если сам начинаешь заниматься через голос, ты уже кое-что начинаешь формулировать и начинаешь понимать в этом голосе кое-что. Когда человек начинает заниматься собственным голосом, он многое меняет в себе к лучшему. Или, во всяком случае, он овладевает методикой управления массами. Понимает, что такое голос.
Как сделать голос сексуальным?
Это нужно владеть голосом. Сексуально звучать – это нужно на верхах не терять низы, а на низах не терять верхов. И это тоже управление.
Иначе он глухой будет или визгливый?
Только тогда голос сексуален, когда мужчина убежден, что в этот момент женщина разговаривает только с ним.
Конечно, чтобы в нем обертоны были. Чем больше обертонов, тем больше манит. Каждый мужчина откликается на неведомое ему. Потому что он сам не знает, на что он откликается. Иногда он на такой противный голос откликается – вдруг в нем все встрепенется. Это женский голос, он не бывает просто сексуальным.

Момент погружения в партнера – самое главное. Только тогда голос сексуален, когда мужчина убежден, что в этот момент женщина разговаривает только с ним. О том, что важно между ним и ею. Только то, что она произносит для одного человека и никому другому она в данный момент это рассказывать не будет. Она создает круг интимности. Тогда этот голос – он направленный, обволакивающий.

Она же не мир хочет завоевать, не для 50 человек хочет выглядеть сексуальной. Она должна одного завлечь.

Нужно не на технике сосредотачиваться, а на партнере?
Я говорю и должна внушить партнеру, что он единственный объект моего внимания. Он единственен, уникален, неповторим. Тогда человек раскроется.

Что такое вообще сексуальность? Когда человек не боится раскрыться. Как у женщины есть масса ограничений в этом смысле, так и у мужчины. Все время боязнь несоответствия чему-то. Так надо убрать какие-то границы, и женщина должна убрать эти границы. Тогда у нее голос будет сексуальнее. А если она в это время думает о том, какой у нее голос...
Совет тем, кто решил заниматься голосом самостоятельно?
Могу только один совет дать: внимательно прислушиваться к внутреннему звучанию голоса. Когда начинаете говорить, делайте открытия для себя в своем собственном голосе.
Сделайте голос той частью своего «Я», которую мало знаете, которую хотели бы знать.
Форма заказа

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Подпишитесь на рассылку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных
данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.