— На каком же рассказе Чехова вы бы хотели остановиться?
Лицо Володи посветлело.
— Не знаю... может быть, рассказ «Нахлебники»?..
— Ну что ж, приступим. Расскажите мне «Нахлебников».
— Как рассказать? Ведь я этот рассказ читал давно и наизусть не знаю.
— А мне и не надо, чтобы вы наизусть знали. Но раз вы предложили именно этот рассказ, то значит, он вас чем-то взволновал, что-то вам запомнилось, ну хотя бы сюжет. Вот и расскажите мне то, что запомнилось.
Володя начал рассказывать. Медленно, сбивчиво, запинаясь, подыскивая отдельные слова и фразы, он коротко передал мне сюжет рассказа. Ни следа взволнованности, ни одной яркой интонации, ни одной краски не уловил я в его рассказе. И это естественно, ведь он не рассказывал, а с трудом вспоминал то, что когда-то читал, то, что уже почти забыл. Единственной его целью было вспомнить сюжет. Между прочим, и с чтецами и дикторами во время исполнения такое бывает, когда все усилия направлены не на передачу живых образов и картин, не на беседу со слушателями, а на то, чтобы не пропустить какое-нибудь слово или фразу, чтобы не сбиться с текста. Увы, как часто искусство художественного чтения превращается в демонстрацию своей памяти.
— Ну вот, кажется, и все,— закончил Володя свой мучительный пересказ.— Если б я знал, что буду рассказывать вам, я бы подготовился.
— А что значит — подготовился?
— Ну, хотя бы выучил текст.
— Вот этого как раз и не следует делать. Выражаясь словами
Станиславского, могу сказать:
«Учить надо не текст, а что-то другое». Я предложил Володе рассказать мне какой-либо случай из его собственной жизни.
— Вам случалось бывать в затруднительном материальном положении? — спросил я.— Когда, попросту говоря, на хлеб не хватало и приходилось просить взаймы?
— Еще бы, — ответил Володя, даже не задумываясь. — Ведь я в недавнем прошлом студент. А вы знаете, стипендии, как ни экономь, всегда почему-то не хватало.
— Ну и как, приятно просить взаймы?
— Смотря у кого. Бывало и так, что сквозь землю готов провалиться, только бы не просить.
— Вот и расскажите именно о таком случае.
— А скажите,— спросил Володя,— какое отношение это имеет к рассказу Чехова «Нахлебники»?
— Самое прямое. Ведь когда чеховский Зотов просит у лавочника Марка Иваныча осьмушку овса, он именно готов сквозь землю провалиться.
— Ага! Понимаю,— сказал Володя.
— Кстати, обратите внимание на то, что Чехов так и пишет— у Марка Иваныча, а не Ивановича и старика Зотова зовут не Михаил Петрович, а Михаил Петров Зотов. Такое написание отчества само по себе подчеркивает социальную принадлежность чеховских героев к мещанскому сословию.