советы эксперта

Запись диктора: как правильно подобрать стиль озвучки для проекта

В этой статье расскажу, как подобрать стиль озвучки для аудио-, видеоролика или автоответчика.
постановка голоса

Оглавление:

Запись
аудиороликов
Запишем диктора, подберем музыку, получите запись через 2 часа!
На днях мне написал клиент с просьбой записать радиоролик. Всё было готово: копирайтер написал текст, выбран диктор, сформированы пожелания по музыке. Но на вопросе «В каком настроении нужно читать текст?» клиент начал сомневаться. Сначала хотел записать в позитивном стиле, затем — в агрессивном. В итоге он послушал рекламные блоки на разных радиостанциях и написал, что не знает, какой стиль лучше.

Тогда мы созвонились, и я подробно расспросил его об аудитории продукта, преимуществах и пользе для клиентов.
Так стало ясно, что обращаться нужно к молодой аудитории. Стиль — энергичный, яркий, позитивный и уверенный.
У нас в индустрии озвучивания есть термин «подача». Это ёмкое слово помогает описать, как нужно озвучить текст.

Примеры текстов аудиороликов в другой моей статье: кейсы для разных компаний, примеры аудиороликов, брифы на изготовление текстов для рекламы.

Подача: что это значит?

Все дикторы знают, что значит «подача», но не все клиенты понимают, что это такое. В словарях нет определения данному слову.

Подача — это настроение с которым читают текст, то, как подают текст.
Например, в рекламе машин часто используют брутальную подачу уверенного в себе мужчины. В рекламе детских товаров мягкая подача, голос заботливой мамы.

Подача и смысл текста

Люди больше верят тому, как сказано. Признание в любви с безразличной подачей вряд ли тронет чьё-то сердце.
В жизни мы постоянно используем разную подачу. Говорим с мамой совсем не так, как с кассиром, с ребёнком — не так, как с официантом.
Представьте, что объявления на вокзале звучат не спокойным тоном, а шутливым. Как сразу меняется атмосфера и доверие к информации. С голосом в рекламе то же самое. Если вы обращаетесь к своей аудитории с противоречивой подачей, смысл текста может полностью измениться.
Когда звонишь в какую-либо компанию и слышишь безразличный тон, но заботливый текст «Ваш звонок очень важен для нас», веришь безразличной подаче.

Как понять какая подача нужна

Выбирайте подачу исходя из особенностей целевой аудитории продукта. Приведу пример.
Например, у вас магазин экопродуктов. Вам нужно записать автоответчик. Просить диктора записать в брутальной или сексуальной подаче не стоит. Через голос диктора клиенты должны услышать заботу и уважение. Тогда лучше выбрать разговорную и доброжелательную подачу.

Дикторские подачи

Молодёжный диктор

В молодёжной подаче голос диктора звучит громко, дерзко, энергично. Через энергию в голосе бренд с аудиторией на одной волне. Мы понимаем их потребности и желания.
Совет
Для молодежной озвучки не записывайте дикторов с низкими голосами с комментарием «читать подростковым голосом». Это кажется очевидным, но часто делают именно так. Сразу слышна фальшь. Ищите голоса, которые звучат высоко и звонко от природы. Вы сразу услышите в записях диктора его природную тональность.
Всеволод Полищук уже много лет озвучивает молодёжные ролики. Например, реклама для «Туборг» звучит так:
Пример молодёжной подачи

Свой парень

Тренд разговорной подачи или свой парень в России еще только появляется. На Западе уже давно популярно озвучивать именно в таком стиле. Здесь диктор выключает рекламные интонации и разговаривает с вами как в жизни: расслабленно и доброжелательно.

Мне нравится разговорная подача за заботливый тон и отсутствие рекламных интонационных штампов. Ты не кричишь слушателю в ухо, а с уважением и заботой рассказываешь о продукте.

В рекламе для Home Credit Bank у меня как раз звучит разговорная подача:
Пример разговорной подачи

Рекламный диктор

Противоположность разговорной подаче. Это классическая рекламная интонация. Часто такая подача звучит надуманно. Вы сразу понимаете — реклама, настойчиво продают. Такую подачу используют в активной, агрессивной рекламе, при распродажах.

Юрий Деркач отлично читает в рекламном стиле:
Пример рекламной подачи

Сексуальный голос

Это поле, на котором чаще играют женщины. Реклама парфюма, белья и т. п. Когда ставят задачу «начитать сексуально», голос диктора звучит интимно, как бы на ухо.

Флирт, соблазнение и намёки — три слова, которыми можно охарактеризовать сексуальную подачу

В рекламе «Ланком» Арзу Чистякова звучит именно так:
Пример сексуальной подачи
Записаться на урок
Оставьте свои контакты, я пришлю программу
и подробности индивидуального урока.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Брутальный голос

Автомобили, бритвенные станки, инструменты озвучивают с брутальной подачей. Низкий голос, хрипотца, уверенность в голосе.
Не берите на такие задачи диктора с высоким голосом, с пометкой «прочитать низко». Это звучит всегда комично, как бы диктор не старался.

Выбирайте диктора с низким голосом, но обращайте внимание на расслабенность в звучании. Иногда дикторы так сильно стараются звучать низко, что зажимают голос. Сразу возникает совсем другой образ — зажатый, неестественный герой.
Пример из жизни
На днях получаю заказ: озвучка для ночного клуба, Хэллоуин. Читать нужно низко, страшно. У меня по природе не низкий голос. И органичнее я звучу в разговорной и молодёжной подаче. В результате несколько раз переписывал текст. Клиент мучился, я старался звучать ниже. Получилось так себе. Но ролик приняли.
Если бы изначально взяли низкий «хэллоуинистый» голос, всё было бы быстрее и убедительнее.

Диктор Алексей Соколов отлично звучит: и низко, и уверенно, и свободно.
Пример брутальной подачи
Игровой диктор
Вам в ролик нужен мультяшный персонаж или характерный герой — выбирайте игровую подачу.

Внимательно слушайте записанное демо диктора. Если в демо нет примеров такой подачи, попросите записать небольшой фрагмент из вашего текста.
У меня были ситуации, когда диктор уверял, что сможет сделать игровую роль. Я верил и не просил записать пример. В итоге получал не то, что мне нужно. Не все дикторы умеют работать в игровой подаче.

Так звучит игровая подача в исполнении Александра Клюквина:
Пример игровой подачи

Диктор записал голос не с той подачей

Бывает так, что вы отправили диктору текст на запись, он его записал, но настроение вам не нравится.

И здесь либо вы не объяснили диктору, какая подача вам нужна, либо диктор не включился в работу.
Варианты решения

1. Подробно опишите диктору, какая подача вам нужна. Напишите, какой образ вы хотите получить, какой герой должен получиться. Это спокойный рассказчик или активная жизнерадостная девушка.

2. Подберите примеры — озвучки, похожие на вашу. Объясните, что вам нравится в этом ролике.
Совет
Записывать свой голос или читать по телефону не стоит. Это сбивает с толку, если, конечно, вы не профессиональный диктор.

Диктор не включился в работу. Либо он не понял задачу, либо поленился вникнуть. Такое бывает, все мы люди. Не стоит писать гневные письма и обвинять диктора. Спокойно объясните, что именно вам не подходит, и попросите перечитать. Просите сделать несколько дублей, чтобы было из чего выбрать.

Как найти голос бренда

Выбирая диктора для озвучки аудиоролика, видео, автоответчика, задайте себе вопрос: «Какие черты характера были бы у моего бренда, если бы он был человеком? Как он будет общаться с другими людьми?».

Приведу пример на известных брендах:

Nike — целеустремленный, упорный, трудолюбивый.
Coca Cola — непринужденный, приветливый, общительный.
Apple — креативный, инновационный, внимательный.

После того как определили черты характера, запишите ценности бренда.
Например, если у вас туристическая компания, ваши ценности могут выглядеть так:

Приключение.
Любопытство.
Мудрость.

Или, если у вас страховая компания, ваши ценности могут быть:

Защита.
Надежность.
Честность.

После того как у вас есть список личностных качеств и ценностей, будет проще выбрать подачу.

Чтобы вам было проще, составил список вопросов.

Вопросы для голоса бренда

Тембр голоса: высокий, низкий, средний.
Пол: мужской, женский.
Темп и скорость: быстрый и стремительный, медленный или средний и т. д.
Тональность: доброжелательный, высокомерный, заботливый, агрессивный, энергичный, расслабленный.
Темперамент: холерик, меланхолик, сангвиник.
Громкость: тихий, громкий.

Ответите на эти вопросы — вам будет проще услышать голос своего бренда. А значит, и проще объяснить диктору, как нужно записать.

Запомнить

1. Перед записью диктора определитесь с подачей. Напишите подробный комментарий о том, как читать.

2. Слушайте внимательно демо диктора — есть ли там тот стиль, который вам нужен.

3. Выбирайте естественно звучащие голоса. Зажатым голосам — нет.

4. Напишите подробно, как звучит голос вашего бренда.

Автор статьи: Илья Демьянов
Форма заказа

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.