Педагог Хабенского и Нагиева о постановке голоса
интервью

Развитие голоса: секреты красивого голоса от остеопата

Татьяна Маерс — остеопат, диктор, педагог по технике речи рассказывает, как связаны остеопатия и постановка голоса.
Татьяна Маерс

Расскажи, чем ты занимаешься и как твоя работа связана с голосом?

Я уже двадцать лет у микрофона, работаю диктором. Раньше мало думала о здоровье голоса. Но так сложилось, что у меня сразу две профессии — работа у микрофона и остеопатия.

Начинала еще в 2004-м как массажист, просто нравилось это. Потом получила медицинское образование, поступила в академию остеопатии. Уже 8 лет работаю, и был момент, когда выбирала между дикторской работой и остеопатией.

Как остеопатия помогает постановке голоса?

Что такое голос? Вот маленький ребенок, он подаёт какие-то звуки. Это какое-то нутро в нас звучит.

Я много лет работаю с людьми, потрогала много желудков, печени. То, как мы звучим, напрямую зависит от того, как работает наша пищеварительная система.

Например, человек говорит резко, у него напористые интонации. Я послушаю его печень и желчный пузырь — будет определенный характер этих органов. У них у всех есть характер. Думаете, это наш характер, а возможно, это не так.
Татьяна Маерс диктор
Татьяна рассказывает об устройстве диафрагмы на Слёте дикторов и звукорежиссёров

У агрессивного человека агрессивная печень?

Не агрессивная — она порывистая. Это взбудоражит его энергетику и тонкую структуру. Она будет так циркулировать и вызовет такой интонационный, звуковой ответ. А где-то трудяга желудок, и человек будет разговаривать по-другому.

То есть каждый орган влияет на голос или все в совокупности?

Сердце способно исцелить голос, и голос способен исцелить сердце.
Я считаю, что все в совокупности влияют. Но, с точки зрения китайской медицины, звучит и соответствует голосу сердце.

Голос, на мой взгляд, призван передавать любовь от человека к человеку на расстоянии, сквозь время. И когда мы в сердце опускаем звук, голос становится другим, звучит мягко. Сердце способно исцелить голос, и голос способен исцелить сердце.

Что мешает свободно звучать? Вот к тебе приходит клиент, как ты с ним работаешь?

Мы начнем с того, почему клиент приходит. Как правило, это вокалисты. Где-то ноту не может взять, где-то сложный переход. И это заставляет искать дополнительные приемы, методы, способы.

Преподаватель говорит: «У него зажата шея, плечи, у него что-то с лопатками».
Вопросы осанки сильно влияют на постановку голоса. В первую очередь это шея. Гортань и воротник из мышц шеи — первое с чем стоит работать.
Сначала человека нужно расслабить. Размять шею, плечи. Когда работаю с клиентом, прежде всего оцениваю структуру кости, мышц.

Наше тело создано по такой же архитектурной системе, как Эйфелева башня. Это элементы, которые взаимно натянуты. И у нас в теле то же самое: всё на всё влияет. Потянул за руку — все потянется.

У сутулого человека не может быть свободного голоса?

Свободного в той степени, в которой он может быть, — нет. Но красивый может быть. Даже если человек весит 200 кг, может иметь красивый голос. Это техника.

Допустим, у меня есть саксофон и у тебя есть саксофон. И мы по-разному на нём играем. Я не занимаюсь, а ты занимаешься каждый день. И твой звук саксофона будет сильно отличаться.

Здесь то же самое. Человек может подобрать такие тонкие настройки своих мышц, что даже будучи сутулым сносно звучит. Но если раскрыть человека, ему придется что-то менять в своих внутренних настройках.
Остеопатия смотрит на сутулых людей через свою призму. Дело в том, что на кости могут влиять многие вещи. Например, зубочелюстная система, прикус. Остеопаты стараются работать с грамотным ортодонтом, к которому можно направить человека.

У вокалистов часто бывают проблемы именно в соединении диафрагма-пищевод. Если поработать с желудком, сделать гармоничнее взаимоотношения между диафрагмой и желудком, то нашей гортани будет легче. И, возможно, человек перестанет наклоняться вперёд.

Как ты дальше строишь работу?

Есть определённые анатомические ориентиры. Уши, глаза, плечи, уровень таза, колени, голеностопы.

Например, если человек когда-то подвернул ногу, у него травма голеностопа. Через два года он может не заметить, как произошли изменения в теле.
Боль незаметная. Даже к врачу не ходил. Ну, поболело немножко, и всё прошло. А таранная кость куда-нибудь сместилась. Дальше позвоночник взял на себя адаптацию. И вдруг всё это пришло в шею. Шею заблокировало, болит шея. Это уже может влиять на голос. Какие-то поперхивания, першит, может быть, недостаточно в гортани гармонично распределены напряжения мышц.

Я привожу в пример Эйфелеву башню. Если сократится одна ножка башни на двадцать сантиметров, она будет стоять, но натяжение уже распределится по всей конструкции. Так же и в теле.
Упражнения для голоса
Татьяна работает в студии как диктор

Можно пример из практики?

Пришла девушка, вокалистка и актриса дубляжа. Её педагог пытался поставить естественный смех. Никак не получалось.

Мы стали смотреть и выявили проблему. Проблема связана с желудком: он был сильно ограничен в движении.
Восстановили подвижность желудка, между диафрагмой и пищеводом восстановилось гармоничное соотношение.

Девочка написала мне через неделю, её педагог сильно удивился быстрому результату.

Сколько занятий у вас прошло на постановку голоса?

Одно. Мы сделали одну ключевую технику, которая и сработала.

Но есть ещё момент, связанный с голосом, — голова. Там есть пазухи.

Известный исследователь звука Морозов об этом пишет: «Если мы умеем резонировать, звук может заполнить всё пространство».
Ещё сто лет назад в медицинском мире оспаривали тот факт, что кости черепа имеют свою подвижность. Считалось, что это такая целостная черепная коробка. Есть мозг, и кости черепа не двигаются. Оказалось, что всё это не так.

И даже если провести эксперимент. Взять череп неживого человека, наполнить горохом, поместить всю систему в воду. Горох разбухнет и покажет нам, что связи между костями настолько эргономичны, что там есть маленькие суставчики и маленькие связочки. Такие, что эта вся штуковина может двигаться.
Записаться на урок
Оставьте свои контакты, я пришлю программу
и подробности индивидуального урока.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Как это связано с голосом?

Когда мы говорим про резонанс, важно, чтобы звук в голове и в головном регистре звучал красиво. И это действительно волшебство: когда все кости черепа двигаются.

Что может влиять на череп? Травмы. Ударился об дверцу шкафа, на кухне например. Мячиком баскетбольным по голове. Упал. Между костями черепа огромное количество швов, и они должны быть подвижными. Но если есть фиксация какого-то шва, к чему это может привести? Это может привести не только к тому, что мы потеряли уже «звучащий храм».

Голова и тело — это звучащий храм. Нарушения в движении костях черепа будут «воровать» у нас наш любимый, красивый звук.

Как поставить голос без похода к специалисту?

Для того чтобы поставить голос, нужно хорошее ухо. Зачем нужен специалист по голосу? Тебе нужно другое ухо, которое слышит тебя со стороны. Натренированное ухо. Сами себя мы изнутри слышим по-другому.

Тем, кто самостоятельно занимается постановкой голоса, как понять, что пора обратиться к остеопату?

Если чувствуете, что голос быстро устаёт. Прежде сходите к ЛОРу или к фониатру. Обязательно. Сначала должно быть объективное исследование.

Дальше я работаю с тем заключением, которое у меня будет. Нужно понимать, какое состояние слизистой, состояние голосовых складок. Может, на них узлы уже есть, а мы про это не знаем.
Развитие речи
Подготовка к выступления на тему «Голос и остеопатия» на Слёте дикторов и звукорежиссёров

Какие существуют общие закономерности в работе над голосом: мужчины чаще приходят с одной проблемой, а женщины – с другой?

У женщин в большей степени это проблема в межлопаточной области, а у мужчин – поясничный отдел.

Мужчинам требуется сила воли, жёсткость. Определённые рефлексы, выработанные миллионами лет. У мужчин часто напряжена поясница. И протрузии, и грыжи не редкость.

Женщин захватывают чувства, эмоции. И не всегда эти чувства перерабатываются как любая пища. Всё это начинает копиться. Появляются боли в межлопаточной области, а это влияет на лопатки. Лопатка связана с гортанью.
Один секрет узнала от своего преподавателя. В случаях нервного напряжения можно просто набрать тазик тёплой воды, поместить туда руки и начать те же самые речевые упражнения. Руки в тепле, и вегетативная нервная система запустит другой процесс.
Интервью взял: Илья Демьянов
Форма заказа

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.